Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Вид 1 Вид 2 Вид 3
обычная версия сайта
СМИ

Умахан Амирханов: «Рост тарифов на коммунальные услуги в соответствии с тарифными решениями РСТ Дагестана в первом полугодии 2013 года не предусмотрен».

 

В Республике Дагестан уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов на коммунальные услуги является Республиканская служба по тарифам. О том из чего складываются тарифы, каковы перспективы тарифного регулирования на 2013 год и о работе Республиканской службе по тарифам в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал руководитель РСТ Дагестана Умахан Амирханов.

 

1.    Назовите основные цели, стоящие перед РСТ Дагестана.

 

Прежде чем говорить о целях и задачах, стоящих перед РСТ Дагестана, необходимо сказать о принципах тарифного регулирования, которыми мы в первую очередь руководствуемся. Это принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг, а также принцип обеспечения экономической обоснованности затрат регулируемых организаций.

Цели и задачи, стоящие перед РСТ Дагестана, определены Положением о Республиканской службе по тарифам РД (постановление Правительства РД от 30.05.2011г. № 165).

Так, основными задачами РСТ Дагестана являются,  во-первых, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, во-вторых создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности).

Кроме того, установление тарифных решений не имело бы смысла без неукоснительного соблюдения их регулируемыми организациями. В этой связи за нами закреплены и полномочия по осуществлению регионального государственного контроля на территории Республики Дагестан за правильностью применения установленных тарифов.

 

2.    Какие тарифы подлежат государственному регулированию?

 

В компетенцию РСТ Дагестана входят полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги.

В сфере электроэнергетики это тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Дагестан, а также плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии и конечные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, перечень которых утвержден приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России).

В сфере теплоснабжения это тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоноситель, плата за подключение к системе теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность), в том числе производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

В сфере газоснабжения - розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению. Кроме того по розничным ценам газ реализуется жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, ЖСК и ТСЖ для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

Также РСТ Дагестана устанавливает тарифы на горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Все указанные тарифы и цены должны утверждаться в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых ФСТ России.

Кроме того РСТ Дагестана устанавливает розничные цены на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению, тарифы на транспортировку и хранение задержанного транспорта, тарифы на услуги по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

С конца 2011 года за РСТ Дагестана закреплены полномочия по расчету предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и контролю за их соблюдением.

 

3.     Каков механизм принятия РСТ Дагестана тарифных решений?

 

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в РСТ Дагестана образован коллегиальный орган – Правление РСТ Дагестана численностью 5 человек, под председательством Руководителя РСТ Дагестана. А при рассмотрении вопросов об утверждении цен (тарифов) в области электроэнергетики в состав Правления входят по одному представителю от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан и Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью».

 

4.    Как часто проходят заседания Правления РСТ Дагестана?

 

Основная часть работы Правления РСТ Дагестана приходится на ноябрь-декабрь. В этот период принимаются тарифы на очередной период регулирования – следующий год. Заседания Правления РСТ Дагестана в ноябре-декабре проводятся с периодичность 3-4 раза в неделю.

При этом до вынесения вопроса об установлении тарифов на заседание Правления специалистами РСТ Дагестана проводится большая работа по проведению экспертизы представленных регулируемыми организациями материалов.

В соответствии с законодательством регулируемые организации в срок до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в РСТ Дагестана материалы и информацию, обосновывающие их расходы на следующий год. Экспертиза материалов проводится специалистами в течение 6-7 месяцев, затем вопрос об установлении тарифов выносится на рассмотрение членов Правления РСТ Дагестана.

В течение года Правление РСТ Дагестана может собираться в случаях установления тарифов для организаций, ранее не осуществлявших регулируемую деятельность и обративших за установлением тарифов впервые.

 

5.    Считаете ли вы необходимым присутствие представителей регулируемых организаций на заседании Правления РСТ Дагестана?

 

Присутствие представителей регулируемых организаций не просто необходимо, оно обязательно в соответствии с действующим законодательством.

На заседании Правления в первую очередь приглашаются руководители регулируемых организаций, в присутствии которых обсуждается анализ деятельности предприятий за предыдущие периоды регулирования, рассматриваются все экономически обоснованные расходы организаций, разъясняются основания отказа в тех или иных заявленных статьях расходов.

Более того, как показывает практика, чем активнее руководитель предприятия отстаивает экономически обоснованные расходы своего предприятия, чем выше качество представляемых обосновывающих материалов, тем надежнее и качественнее оказываются данным предприятием коммунальные услуги потребителям республики.

 

6.    Какие организации регулирует РСТ Дагестана?

 

Под регулирование РСТ Дагестана подпадают все организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения (в том числе территориальные сетевые организации), теплоснабжения, газоснабжения, организации коммунального комплекса, операторы технического осмотра транспортных средств, аптечные учреждения, осуществляющие торговлю жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами, на территории Республики Дагестан.

 

7.    За какие коммунальные услуги мы платим?

 

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 

8.    Как определяется размер платы за коммунальные услуги?

 

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифов, утвержденных РСТ Дагестана, и из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых Минстрой ЖКХ РД.

 

9.    Из чего сегодня складываются тарифы на коммунальные услуги?

 

Тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей складывается из трех составляющих:

- цена (тариф) электроэнергии, приобретаемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) на оптовом рынке электрической энергии;

- единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Дагестан;

- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии.

При этом тарифы для населения рассчитываются в рамках предельных уровней тарифов (минимального и максимального), установленных ФСТ России.

Тарифы на электроэнергию для прочих потребителей складываются из регулируемых и нерегулируемых цен (тарифов).

К регулируемым ценам (тарифам) относятся:

- единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Дагестан;

- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии.

Нерегулируемые цены (тарифы) определяются стоимостью покупной электроэнергии, приобретаемой энергоснабжающей организацией на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Тарифы на услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для потребителей Республики Дагестан складываются из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для оказания коммунальных услуг в полном объеме и соответствующего законодательству качества оказываемых услуг.

Розничная цена на газ для населения формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

 

 

10.    Почему повышаются тарифы?

 

Рост регулируемых тарифов - это объективный процесс. Связано это, прежде всего, с естественными инфляционными процессами. Другой вопрос -  соотношение роста тарифов и уровня инфляции. Наиболее оптимальный вариант – это когда рост тарифов не превышает темпы инфляции. И несмотря на все сложности, нам удается сохранять указанное соотношение.

Основными факторами влияющими на рост тарифов являются:

при росте тарифов на электрическую энергию - рост тарифа на покупку электрической энергии с оптового рынка;

на тепловую энергию - рост оптовой цены на газ, рост расходов транспортировку газа, рост тарифов и свободных цен на потребляемую в технологическом процессе электроэнергию, а также низкий уровень подключенной нагрузки относительно мощности котельных;

на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод - рост цен на электрическую энергию, потребляемую в технологическом процессе

Дополнительными факторами, влияющими на рост цен (тарифов) являются: индексация фонда оплаты труда работников регулируемых организаций и соответственно социальных отчислений, высокий процент износа основных фондов ресурсоснабжающих организаций (в большинстве случаев износ составляет 50% и более) и соответственно рост расходов на текущий и капитальный  ремонт, включение в установленном порядке для отдельных организаций инвестиционной составляющей в тариф.

Говоря о росте тарифов необходимо подчеркнуть и рост совокупной платы за коммунальные услуги в целом. В этой связи не последнюю роль играют нормативы потребления коммунальных услуг. Изменение какой-либо составляющей платежа за коммунальную услугу (стоимости коммунального ресурса или объема потребления коммунальной услуги) влечет за собой изменение размера платежа за коммунальные услуги в целом.

 

11.                       Какие меры предпринимают республиканские власти по снижению тарифов?

 

В данном случае говорить о том, что снижение тарифов является основной задачей в сфере тарифообразования не совсем корректно, поскольку в соответствии с действующим законодательством тарифы для регулируемых организаций должны быть экономически обоснованными.

В то же время, в целях обеспечения мер по сдерживанию роста тарифов Правительством РД принято постановление от 10.04.2007г. № 100 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Дагестан», согласно которому РСТ Дагестана предписано ужесточить политику в отношении включения в регулируемые цены и тарифы необоснованных затрат и обеспечения экономической обоснованности уровня цен и тарифов.

РСТ Дагестана неукоснительно исполняет требования указанного постановления, о чем в том числе свидетельствуют судебные решения, вынесенные арбитражным судом в пользу РСТ Дагестана по вопросу обоснованности установленных тарифов.

 

12.    Каковы перспективы тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса Дагестана на 2013 год?

 

В первую очередь хочу обратить внимание потребителей коммунальных услуг республики на то, что в первом полугодии 2013 года рост тарифов на коммунальные услуги в соответствии с тарифными решениями РСТ Дагестана не предусмотрен. При этом совокупная плата граждан за коммунальные услуги с 1 января 2013 года не превысит уровня платы по состоянию на декабрь 2012 года. А в ряде муниципальных образований плата граждан за коммунальные услуги снизится.

С 1 июля 2013 года рост платы граждан за коммунальные услуги согласно тарифным решениям РСТ Дагестана не превысит 115%.

В случае если в отдельных муниципальных образованиях потребители республики столкнутся с ростом платы за коммунальные услуги в первом полугодии следующего года, им необходимо обратиться в РСТ Дагестана. Мы готовы рассмотреть все случаи нарушения действующего законодательства и принять необходимые меры административного реагирования.

РСТ Дагестана тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей на первое полугодие 2013 года с 01.01.2013г. установлены в размере 1,78 руб./кВтч, т.е. на уровне тарифов второго полугодия 2012 года, а на второе полугодие 2013 года с 01.07.2013г. – 1,99 руб./кВтч.

В целом по республике в первом полугодии 2013 года снижение среднего тарифа на тепловую энергию по отношению к декабрю 2012 года составит 95,87% (снижение составило 4,13%). Во втором полугодии 2013 года рост по отношению к первому полугодию 2013 года по тарифам на услуги по теплоснабжению составит 109,28%.

Снижение тарифов на услуги по водоснабжению в среднем по республике на весь 2013 год по отношению к действующим в декабре 2012 года тарифам составило 99,81%, на услуги по водоотведению – 94,73%.

Всего на 2013 год в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, энергоснабжающих и теплоснабжающих организаций принято 71 постановление. Все постановления РСТ Дагестана размещены на официальном сайте – rstrd.ru.

Кроме того, на нашем сайте имеется интернет-приемная, где потребители республики могут обратиться к нам по всем интересующим их вопросам в рамках компетенции РСТ Дагестана. На сегодняшний день в интернет-приемную поступило более 200 обращений. Все обращения рассмотрены, проанализированы, на них даны исчерпывающие ответы.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей Республики Дагестан с наступающим Новым годом, пожелать успехов, удачи и благополучия в новом 2013 году.